Урок химии для 8 класса по теме: «Реакция нейтрализации». «Точка роста»

В школе с. Каменка в Шенталинском районе Самарской области на базе центра цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста», 19.03.2025 на уроке химии обучающиеся 8 класса провели эксперимент по теме: «Реакция нейтрализации» с использованием цифровой лаборатории. В ходе реализации национального проекта «Образование» в школах малых городов и сельской местности созданы Центры образования естественнонаучной направленности «Точка роста», оснащенные высокоточным оборудованием. На базе школы села Каменка такой центр открылся в 2022 году.

Перед учащимися была поставлена цель: изучить изменения рН при нейтрализации раствора сильного основания сильной кислотой.

Для выполнения работы обучающиеся использовали датчик рН, реактивы: дистиллированная вода; соляная кислота, 0,1М раствор; 0,1М раствора гидроксида натрия; 1%-ный раствор фенолфталеина. Перед выполнением экспериментальной части работы обучающиеся повторили правила по технике безопасности:

  1. Растворы сильной кислоты и щелочи — едкие вещества. При работе с ними необходимо соблюдать осторожность.
  2. Особенно следует беречь глаза!

Обучающиеся под руководством Власовой О.А. провели эксперимент и записали вывод:

Реакция нейтрализации происходит при взаимодействии кислоты и щелочи. В процессе катионы водорода из кислоты соединяются с гидроксид -анионом основания, образуя молекулу воды, а оставшиеся ионы соединяются с образованием соли. Во всех реакциях нейтрализации исходными продуктами являются соль и вода.

Ольга Алексеевна рассказала, где и как применяется реакция нейтрализации:

Медицина. Для нейтрализации избытка кислоты в желудке (например, при изжоге) применяют антациды, содержащие основания.

Сельское хозяйство. Для снижения кислотности почвы используют известкование, добавляя щелочные вещества.

Промышленность. Для очистки сточных вод от кислот и щелочей.

Кулинария. При добавлении соды (основания) в тесто, чтобы нейтрализовать кислоту, содержащуюся в других ингредиентах, что делает выпечку более пышной.

Укус насекомого и жало. Муравьиную кислоту можно нейтрализовать слабыми основаниями, что приводит к уменьшению боли и воспаления.

В конце урока задала контрольные вопросы:

  1. Можно ли использовать вместо фенолфталеина раствор метилоранжа?
  2. Перечислите классы веществ, с которыми реагируют нерастворимые в воде основания и щелочи. Приведите примеры. Назовите признаки реакций.