Направления и источники профессионального развития

Материалы Проекта 500+ https://fioco.ru/antirisk
Направления и источники профессионального развития
На этой неделе предлагаем поговорить о профессиональном развитии, проблемах выгорания и даже.. смене работы. И конечно, о том, что можно сделать, чтобы делать этого не пришлось.
Часто, возвращаясь в привычный круговорот забот, рабочую рутину, многие устремления остаются нереализованными. Вот и задуманное профессиональное развитие может остаться лишь в планах.. А ведь даже мысли в этом направлении могут значительно поспособствовать возникновению новых практик в работе педагога.
Задумываясь о профессиональном развитии, важно помнить, что сегодня каждый учитель находится в состоянии конкуренции за внимание ребенка, школа перестала быть единственным источником информации о мире для детей.
Поэтому для понимания, куда именно двигаться, как поддерживать интерес детей к учебе, к урокам и выполнению заданий, надо ответить себе на вопрос: “Какими вы хотите видеть своих учеников?”
Опишите качества и действия учеников очень конкретно: любопытными, активными, исполнительными, уважительными, самостоятельными… Выпишите как можно больше характеристик: чем больше напишите – тем конкретнее будет портрет ученика и тем точнее вы будете понимать, какой учитель им нужен.
Это важно сделать для того, чтобы понять, как можно улучшить свою профессиональную деятельность, получать больше  удовольствия от работы и выбрать полезные привычки, которые будут поддерживать на этом пути. У нас получился такой список:
Стимулировать собственное любопытство. Человеческий мозг устроен таким образом, что ему необходимо узнавать новое, а процесс познания приносит наибольшую радость. Проявляйте интерес ко всему новому. Помимо пользы для мозга, так вы найдете единомышленников, и тех, кто интересен вам  (это могут быть коллеги из вашей школы, из вашего города или из профессиональных сообществ в социальных сетях). Интересуйтесь открытиями в вашей предметной сфере и за ее пределами. Интересуйтесь учениками. И вскоре начнете замечать, как и ученики начнуть меняться. Заинтересованные люди способны зажигать интерес в других.
Пробовать новое. Не бойтесь ошибиться и не наказывайте себя за ошибки. Дайте себе время на то, чтобы освоить что-то новое. Пробуйте внедрять в свою практику новые инструменты, новые подходы: постепенно, шаг за шагом, наблюдайте за изменениями.Сделайте новые практики своим опытом, покажите ученикам, что в ошибках нет ничего страшного или постыдного. Станьте для них примером!
Практиковать рефлексию. Мы традиционно призываем себя “выучить уроки” на основе неудачи, да и в фольклоре есть множество примеров о пользу опыта – “Опыт – лучший учитель”, “За одного битого, семь небитых дают”. Каждый  рядовой день может стать источником полезного опыта. Введите в привычку рассуждать о событиях дня, что из запланированного удалось, может быть вы смогли кому-то помочь, вам в голову пришла интересная мысль, или может быть в какой-то ситуации вы повели себя именно так как хотели? Воздайте себе похвалу, если заслуживаете, не критикуте, если нет, но сделайте выводы. Такие рассуждения могут быть очень полезны.
Просить о помощи. Обращайтесь за советом, если не видете решения, у вас ведь уже есть к кому обратиться 😉 (см. п. 1)
Трудно изменить обстоятельства и условия, в которых функционирует школа, но в силах каждого педагога изменить свое отношение к имеющимся условиям и показать своим ученикам, что можно получать удовольствие от работы, от  развития, от познания нового и не бояться ошибаться и находить решения.
#саморазвитие #мотивацияпедагогов